КАТАЛОГ
Спортивная форма
  • Каратэ-ги
  • Дзюдо-ги
  • Кэндо-ги
  • Добок
  • Футболки
  • Форма для бокса и кикбокса
  • Защитное снаряжение
  • Шлемы
  • Жилеты
  • Протекторы
  • Перчатки и накладки
  • Сумки и чехлы
  • Бокс и кик-бокс
  • Бокс. мешки
  • Бокс. груши
  • Бокс. лапы
  • Бокс. перчатки
  • Будо - тренажёры
  • Деревяный манекен Вин Чун
  • Деревяный манекен Контен
  • Тренажёр Гладиатор
  • Макивары
  • Бизон-1
  • Оружие кобудо
  • Нунчаку
  • Тонфа
  • Кама
  • Сай
  • Дзё
  • Танбо
  • Танто
  • Оружие кендо
  • Боккен
  • Иайто
  • Катана
  • Вакидзаши
  • Танто
  • Цуба
  • Аксессуары
  • Ножи
  • Ножи survival
  • Охотничьи ножи
  • Складные ножи
  • Боевые ножи
  • Метательные ножи
  • Клинки из дамасской стали

  • Консультация online

    494981088


    budokaii@.rambler.ru


    Платежная система RUpay - E-Gold, WebMoney, MoneyBookers, PayCash

    Скачать прайс

    Будзюцу

     Куноити

    Японское слово «Бу-дзюцу» образовано иероглифами: «бу» (воинский, военный, относящийся к военному делу), и «дзюцу» (искусство, умение, способ). Под бу-дзюцу следует понимать всю совокупность военного искусства, в западном понимании этого термина, во всех его проявлениях — в сфере столкновений государств, армий и отдельных индивидов.

    Бу-дзюцу на первый план выводят технический и практический аспект. Выведение на первый план технических и практических аспектов — это, пожалуй, единственная общая характеристика для трех типов бу-дзюцу, с которыми мы встречаемся в японской истории:

    1) миндзоку-будзюцу (национальное воинское искусство);

    2) рюги-будзюцу (воинское искусство классических школ);

    3) син-будзюцу (новое воинское будзюцу).

    Миндзоку-бу-дзюцу. Под миндзоку-будзюцу понимаются те формы воинского искусства, которые существовали до появления первых школ боевых искусств, т.е. с древнейших времен до рубежа XIII-ХIV веков. Миндзоку-будзюцу представляли собой начальный этап развития военного искусства. Тактика ведения боевых действий и приемы единоборства еще пребывали в зачаточном состоянии. Они были слабо систематизированы и лишь проходили отбор и шлифовку. Поэтому до конца XIII века окончательно сложился только один вид единоборства — сумо (борьба без оружия и одежды). Кроме сумо, относительно высокого уровня развития достигли стрельба из лука с коня и борьба в доспехах (кумиути, ёрои-гуми). Остальные боевые искусства, по сравнению с последующим периодом, оставались крайне примитивными.

    Рюги-бу-дзюцу. Первая половина XIV века в истории японских бу-дзюцу ознаменовалась возникновением первых школ («рюха», «рюги») воинских искусств. Споры о том, какая школа была создана первой, продолжаются по сей день, но большинство японских исследователей отдают предпочтение школе Нэн-рю, созданной дзэнским монахом Дзионом и ставшей истоком для целого ряда других крупных «рю». После появления Нэн-рю школы бу-дзюцу стали плодиться как грибы, и к концу XIX века их число, по некоторым оценкам, достигло 9000.

    Возникновение школ воинских искусств в этот период было вполне закономерным. В стране окончательно утвердилась власть военного сословия самураев. Установление сёгуната как формы господства самурайского сословия (император царствует, но правит не он, а сёгун — военный диктатор) способствовало росту престижа военного дела и трактовке его особой значимости.

    Раздробленность страны на многочисленные феодальные княжества, владельцы которых явно и тайно вели непрерывную борьбу друг против друга, также способствовала выделению из общего объёма древних воинских дисциплин особых территориально-родовых традиций и превращению их в самостоятельные школы, обслуживающие те или иные феодальные кланы.

    Сильная конкуренция во всех областях военного дела в условиях непрерывных войн, когда военное превосходство было важнейшим фактором выживания, потребовала от японских самураев колоссальных умственных и физических усилий по совершенствованию собственного мастерства. Приемы боевых искусств всесторонне анализировались, совершенствовались и подвергались испытанию на поле боя. Так осуществлялся отбор наиболее эффективной боевой техники, которую затем канонизировали и передавали последующим поколениям великие мастера, вышедшие живыми из сотен смертельных передряг.

    Различные условия, в которых возникали школы боевых искусств — временные, территориальные, подверженность тем или иным внешним влияниям либо следование прежним местным и родовым традициям, ранг мастера-основателя (конный тяжеловооруженный самурай высокого ранга или легковооруженный пехотинец-асигару) — привели к тому, что сложилось большое количество внешне мало похожих друг на друга школ бу-дзюцу.

    С другой стороны, для всех бу-дзюцу, вне зависимости от конкретного предмета, была характерна потрясающая целостность. Методы управления большими воинскими соединениями, фехтование мечом и любым другим видом оружия, военный шпионаж и разведка — все они были пронизаны одними и теми же идеями, принципами, психологическими установками. Недаром в период средневековья военная стратегия и фехтование мечом обозначались одним и тем же термином «хэйхо» — «закон войны».

     фехтовальщик

    К XVII веку существовало около сотни различных бу-дзюцу. В целом, в зависимости от специализации, их можно разделить на 11 групп.

    I. Военная стратегия и оперативно-тактическое искусство («гунпо» — «законы войны»):

    1. Хэйхо — военная стратегия;

    2. Сэндзё-дзюцу — тактика, управление и маневрирование войсками на поле боя;

    3. Сорэн — подготовка и тренировка войск (перемещения, построения, разбивка лагеря и т.д.);

    4. Гунгаку — военное искусство как наука (теория военного искусства, изучение его принципов и природы).

    Сюда же следует отнести некоторые менее масштабные, но очень важные дисциплины, канонизированные в ряде школ бу-дзюцу:

    1. Гумбай (букв. «веер полководца») — управление войсками на поле боя при помощи полководческого веера;

    2. Гункай, дзинкай, гунра — использование специальных раковин для подачи сигналов на поле боя.

    II. Ведение войны на море (суйгун):
        
    1. Сэнгунпо — тактика морского боя;    

    2. Сосэнпо — подготовка и тренировка экипажей боевых кораблей;

    3. Суйгаку — искусство ведения военных действий на воде как наука.

    III. Фортификация (тикудзё-дзюцу):

    Строительство крепостей, замков, полевых укреплений, выбор подходящих мест для строительства при помощи гадания (фусуй) и т.д.

    IV. Военный шпионаж и разведка (нин-дзюцу):

    Полный набор методов агентурной (тёхо, кантё) и войсковой (сэкко) разведки, организации диверсий, тайных убийств. В состав ниндзюцу входит целый ряд вспомогательных, но в то же время достаточно самостоятельных дисциплин: хэнсо-дзюцу (методы переодевания), ониси-дзюцу (методы маскировки), синоби-ири (проникновение во вражеский лагерь), интон-дзюцу (методы ускользания от погони) и т.д.

    V. Рукопашный бой без оружия:

    Бу-дзюцу, связанные с борьбой без оружия, ввиду большого количества элементов, классифицировать особенно трудно.

    1. Борьба без оружия без одежды: cюда входит лишь одна борьба сумо.

    2. Борьба без оружия в доспехах: в зависимости от типа используемых доспехов делится на кумиути (ёрои-кумиути, каттю-гуми) и когусоку (косино-мавари).

    3. Борьба без оружия в одежде:

    а) Дзю-дзюцу — собственно японские методы борьбы: Хобаку (методы захвата противника живьем в плен); Торидэ (буквально «хватающие руки», полицейская подсистема); Айки-дзюцу (разновидность дзю-дзюцу, основанная на использовании внутренней энергии ки).

    б) Тай-дзюцу. Одни исследователи считают, что этим термином назывались методы физической подготовки, другие — что это упрощенное дзю-дзюцу, лишенное ударов по уязвимым точкам и болевых приемов, и практикуемое в народе, третьи полагают, что это особые методы борьбы без оружия, использовавшиеся шпионами и разведчиками ниндзя, четвертые вообще считают, что «тай-дзюцу» — всего лишь синоним «дзю-дзюцу».

    в) Китаизированные и псевдокитайские стили (кэмпо), характерной чертой которых было преобладание ударов руками и ногами над бросками (это не каратэ).

    г) Кикэн-дзюцу — «опасные искусства». В состав кикэн-дзюцу входят коппо (буквально «учение о костях»; методы ломания костей), гохо (»сильное учение», или кассацу-дзюцу — «искусство жизни и смерти»; использование малых и потайных видов оружия в сочетании с приемами дзю-дзюцу и кэмпо) и косси-дзюцу (гэнкоцу, сито-дзюцу; методы поражения уязвимых точек .нажатиями и ударами).

    VI. Рукопашный бой с использованием холодного оружия:

    1. Кэн-дзюцу (фехтование мечом), включает технику боя с коротким мечом-кодати (вакидзаси) и с двумя мечами — длинным и коротким (рёто);

    2. Иай-дзюцу (мгновение обнажение меча для защиты или контратаки, как правило в положении сидя), включая батто-дзюцу (мгновенное обнажение меча для защиты или контратаки в нестандартном положении, например при ходьбе);

    3. Нагината-дзюцу (фехтование алебардой);

    4. Со-дзюцу (искусство боя копьем);

    5. Кама-дзюцу (искусство боя серпом), включая технику боя кусари-гама (серпом на цепочке), дзин-гама (большим серпом-косой) и нитё-гама (парные серпы);

    6. Кусари-дзюцу (искусство боя цепью), включая технику ведения боя тама-гусари (цепь с грузом на одном конце), фундо-гусари (цепь с грузилами на обоих концах) и гэкиган (кистень);

    7. Бо-дзюцу (искусство боя шестом);

    8. Дзё-дзюцу (искусство боя палкой);

    9. Тэцубо-дзюцу (искусство боя стальной дубинкой);

    10. Дзюттэ-дзюцу (искусство боя металлической дубинкой с боковым отростком);

    11. Тэссэн-дзюцу (искусство боя боевым веером);

    12. Содэгарами-дзюцу (искусство боя багром);

    13. Сасумата-дзюиу (искусство боя двузубыми вилами);

    14. Танто-дзюцу (приемы боя ножом танто).

    VII. Использование метательного оружия:

    1. Кю-дзюцу (стрельба из лука), включая ябусамэ (стрельба из лука с коня на скаку) и ханкю (применение малого «половинного лука»);

    2. Доки (применение катапульт, стреляющих большими стрелами и ядрами, при штурме вражеских укреплений);

    3. Сюрикэн-дзюцу (приемы метания различных лезвий, ножей, «звездочек», гвоздей, игл и т.п.);

    4. Утинэ (метание специальных утяжеленных и оперенных стрел);

    5. Фукибари-дзюцу (стрельба ядовитыми иглами из трубки);

    6. Фукуми-бари-дзюцу (выплёвывание отравленных игл изо рта);

    7. Тоатэ-дзюцу (поражение противника с дистанции подручными средствами — засыпание глаз песком, специальными смесями, метание камней, ослепление с помощью зеркал и т.д.).

    VIII. Применение огнестрельного оружия и зажигательных средств (ка-дзюцу):

    1. Хо-дзюцу (применение огнестрельного оружия и артиллерии);

    2. Дзюн-хо-дзюцу («неразвитое хо-дзюцу»; методы стрельбы стрелами, пулями и ракетами из труб, начиненных порохом);

    3. Нороси-дзюцу (применение сигнальных огней);

    4. Энка (или эммаку; постановка дымовых завес для маскировки действий войск).

    IX. Вспомогательные искусства:

    1. Суйэй-дзюцу (методы боевого плавания в доспехах);

    2. Суйдзёхоко-дзюцу (организация и подготовка переправ, методы изготовления и использования плавсредств из подручного материала);

    3. Ба-дзюцу (искусство верховой езды), включая суйба (переправа через реки верхом на коне) и дакю (вид самурайского «спорта» типа современного поло, предназначенный для овладения джигитовкой);

    4. Каттю-рю (методы быстрого и правильного надевания доспехов);

    5. Тамэси или суэмоно (методы «испытания меча» разрубанием различных объектов);

    6. Сокурё-дзюцу (определение расстояний и военная топография);

    7. Ходзё-дзюцу (приёмы связывания противника);

    8. Хаягакэ-дзюцу (методы повышения скорости в ходьбе и беге);

    9. Каруми-дзюцу (искусство облегчения собственного веса для прыжков, лазанья).

    X. Методы морально-психологической подготовки (сишо):

    1. Тайсоку («брюшное дыхание»);

    2. Найкан (внутреннее созерцание, медитация);

    3. Саймин-дзюцу (искусство гипноза), включая методы мгновенного гипнотизирования противника.

    XI. Учение об энергии «ки» и ее использовании в военном деле (киай-дзюцу).

    Чтобы обеспечить свои армии специалистами всех родов, даймё стали поддерживать существующие школы соответствующей направленности и поощрять создание новых школ, отвечающих их потребностям.

     Кэн-дзюцу

    В 1868 г. в Японии произошла буржуазная революция Мэйдзи. Рухнуло многовековое правление сёгунов, завершилась эра властвования самурайского сословия. Указ 1871 г. объявил о роспуске самурайских дружин и отмене их сословных привилегий. Япония открылась для западного мира и развернула процесс модернизации, направленный на сокращение отставания, прежде всего технологического, от Запада.

    В результате бу-дзюцу оказались в чрезвычайно сложном положении. Во-первых, с исчезновением самурайского сословия они утратили свою социальную базу. Во-вторых, техническое перевооружение и реформа армии на западный манер сделали многие бу-дзюцу совершенно ненужными пережитками, которые в то время не воспринимались даже как музейные экспонаты.

    Возникла необходимость коренной реформы бу-дзюцу, которая позволила хотя бы некоторым из них продолжить своё существование. И выход был найден. В 1882 г. Кано Дзигоро объявил о создании новой системы, которая получила название дзю-до. Поначалу его школа была воспринята всего лишь как еще одна школа дзю-дзюцу, однако вскоре выяснилось, что эта система имела целый ряд принципиальных отличий от старых школ.

    Заменив слово «дзюцу» (техника) на «до» (путь), Кано отказался от прежней установки на практическую прикладную ценность и заявил о том, что во главу угла должно быть поставлено духовно-нравственное воспитание, внутреннее совершенствование, достижение этического идеала. Идеи Кано Дзигоро были подхвачены. Конец XIX — начало XX вв. характеризуется превращением многих школ бу-дзюцу в Будо.

    Автор: А.Горбылев


    © Copyright 2008 WWW.Budo-Kai.narod.ru
    Хостинг от uCoz
               На главнуюКонтакты